leonardovich683

Category:

Город золотой. История и смысл песни

"Город золотой". История песни


http://artmiro.ru/blog/gorod_zolotoj/2020-02-20-407

Начало знаменитой песни положила её музыка. В 1972 году (по другим данным годами ранее) фирмой грамзаписи «Мелодия» выпускается пластинка «Лютневая музыка XVI-XVII веков», многократно переизданная.

Исполнителем музыкальных композиций в числе прочих значился советский композитор, лютнист и гитарист Владимир Фёдорович Вавилов.

Мелодия более известная нам как «Город золотой» располагалась на 1 стороне грампластинки по названием «Канцона и танец»; автор: итальянский композитор 17 века Франческо да Милано. До выхода пластинки никто этой композиции не слышал, в полном собрании сочинений Франческо её не было.

Почти сразу после выхода диска «Мелодии» любители лютневой музыки единодушно оценили его как фальсификацию. В том смысле, что почти все представленные в нём композиции не имеют отношения к лютне, и стилистически ни как не могли быть написаны теми авторами которые были указанны в качестве таковых.

Впоследствии, усилиями ряда исследователей, в частности Гейзеля Зеева было установлено, что автором «Канцоны» и других произведений за исключением «Зелёных рукавов» и «Спандольетты» являлся сам Вавилов.

Зачем же он скрыл своё авторство?

Дотошные исследователи раскопали в творчестве Франческо да Милано «Фантазию №30» по первым нотам несколько напоминающую произведение Вавилова. Даже если и так, назвать Франческо автором «Города» или хотя бы  признать «Город» переработанной версией данного произведения едва ли будет справедливым. С таким успехом авторство очень многих творений великих и не очень можно было поставить под сомнение. Кроме того, это не объясняет, зачем Вавилов  скрыл авторство и других своих музыкальных творений.

Например, «Аве Марии» — бесспорного шедевра. Никогда и не подумаешь, что эта известная композиция была написана в Советском Союзе. На пластинке к данной композиции значился неизвестный автор, также Вавилов ссылался на итальянского певца и композитора 16-17 века Джулио Каччини.

Вспоминает Ирина Богачёва, чей альбом с указынным произведением студия грамзаписи «Мелодия» выпустила в 1975 году: «Ноты с музыкой Каччини мне как раз принёс Владимир Вавилов. Он тогда мне и сказал, что это пьеса Каччини. Мы записали арию ещё до того, как он умер. Я с ней часто выступала. Владимир Вавилов мне и аккомпанировал на лютне и в концертах, и во время записи».

Оцените нравственную высоту советского композитора словом не обмолвившегося, что автором шедевра является он сам.

Ситуацию проясняет дочь композитора Тамара Вавилова: отец боялся что музыка малоизвестного композитора не будет выпущена в свет и чтобы её услышали он пожертвовал своим именем.

Теперь о тексте.

Владимир Вавилов умер в 1973 году. Годом ранее, то есть в один год с выпуском «Лютневой музыки» советский поэт Анри Волохонский пишет стихотворение «Рай»:

Над небом голубым

Есть город золотой

С прозрачными воротами

И яркою стеной

А в городе том сад

Все травы да цветы

Гуляют там животные

Невиданной красы

Одно как рыжий огнегривый лев

Другое – вол, исполненный очей

Третье – золотой орел небесный

Чей там светел взор незабываемый

А в небе голубом

Горит одна звезда

Она твоя о Ангел мой

Она всегда твоя

Кто любит тот любим

Кто светел тот и свят

Пускай ведет звезда твоя

Дорогой в дивный сад

Тебя там встретят огнегривый лев

И синий вол исполненный очей

С ними золотой орел небесный

Чей так светел взор незабываемый

Из воспоминаний Анри Волохонского: «Я улышал эту пластинку [имеется в виду пластинка Вавилова], где было написано, что это музыка — Франческо ди Милано. Ходил ее и мурлыкал. Был я тогда в подавленном настроении, так как Хвостенко, с которым мы написали много песен, уехал в Москву, а я остался в Питере. С мыслями "Как же я теперь песни буду писать?" я ходил по Питеру и зашел в мастерскую своего друга Акселя, и минут за 15 написал этот текст. Было это в ноябре-декабре 1972 г.»

Аксель — ленинградский художник Борис Аксельрод.

Ко времени написания «Рая» Аксельрод получил заказ от райкома комсомола на изготовление мозаичного панно «Небо». Как предположил Гейзель Зеев оно и вдохновило поэта на создание исследуемого стихотворения. В 2005 году это предположение подтвердил Волохонский: «Примерно так все и было. Аксель делал тогда это самое "Небо на земле".... А мы делали вид, что помогаем Акселю — кололи смальту и составляли куски мозаик по его росписям, впрочем довольно бездарно. Акселю приходилось нас поправлять. А я вообще по большей части лодырничал. В прямом смысле слова он мне ничего не говорил и не советовал, но атмосфера была та самая».

Хвостенко которого упоминает Волохонский (полное имя Алексей Львович Хвостенко) — поэт, драматург, друг и соавтор Анри Волохонского. Он то и стал первым исполнителем песни.

В дальнейшем её включали в свой репертуар многие исполнители, но всё же назвать её широкоизвестной было нельзя.

Положение исправил Борис Гребенщиков который впервые услышал песню в начале 80-х в спектакле театральной студии Эрика Горошевского. Музыкальная композиция поразила его. Из воспоминаний БГ: «В течение пяти минут я перенял, как она играется — лучше песни на русском языке я не слышал никогда».

Песня была записана группой «Аквариум» в январе 1986 года и под именем «Город» она вошла в альбом «Аквариума» «Десять стрел», исполнялась на множестве концертов и стала «визитной карточкой» Гребенщикова. Ещё большую популярность «Город» приобрёл после выхода в 1988 году кинофильма «Асса» где песня была использована в качестве саундтрека.

При этом в текст Гребенщиковым было внесено ряд, по всей видимости не преднамеренных, изменений. Например, пелось не «над небом голубым», а «под небом голубым», что впрочем благозвучней, как и в стихотворении Пушкина «Под небом голубым страны своей родной» (1826).

В заключении немного о содержании песни.Поелику выше неба ничего физического быть не может, уже начало текста песни «Над небом голубым» возводит нас в область духовную.

«Город золотой» — определённо образ Небесного Иерусалима, символическое описание которого мы находим в Откровении Иоанна Богослова. Далее границы между потерянным раем и грядущим Царством Небесным стираются. В райском саду гуляют животные из видения пророка Иезекииля с подобием лиц человеческого, львиного, тельца и орла, которые в христианстве трактуются, в числе прочих значений, как образ четырёх евангелистов.

В небе голубом горит одна звезда. Примечательно, что здесь уже не над небом, а в небе. Это звезда путеводитель, подобная той которая привела волхвов к Божественному младенцу. Возможно образ веры или же Самого Бога для живущих на земле и стремящихся обрести Царство Небесное: «пускай ведёт звезда твоя дорогой в дивный сад».

А.Н. Миронов. 2020 г.

C подачи -Александра..

Вика!!Это,тебе..

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic